Логично предположить,
что в соответствии с названием создаваемое
подразделение будет выполнять комплекс работ,
основу которых составит наблюдение за
состоянием больных и выполнением процедур,
направленных на поддержание и реабилитацию
больных. Из приведенного определения, которое
является общим и может быть конкретизировано
уникально каждым региональным подразделением,
осуществляющим организацию и проведение
патронажа, следует, что упомянутая работа будет
проводиться с больными конкретного региона
силами привлекаемого к работе медперсонала и
активистов рассматриваемого регионального
Общества
Итак,
определено общее направление деятельности
патронажной службы. Конкретизируем программу
работ данной службы для Москвы. Следует иметь в
виду, что Москва является одним из крупнейших
научных центров страны, в котором расположены
ведущие научные и лечебные организации. Под
эгидой департамента здравоохранения столицы
создан и интенсивно работает на базе 11-ой ГКБ
Московский Центр рассеянного склероза, в работе
которого активное участие принимают специалисты
кафедры неврологии РГМУ. В Москве функционирует
клиника нервных болезней, в работе которой
участвуют специалисты ММА им. Сеченова. Нельзя не
сказать о том, что именно в Москве работает
институт неврологии, мимо которого не должны
проходить проблемы такого серьезного
неврологического заболевания.
Обилие
специализированных лечебных и научных
организаций в городе создает благоприятные
условия для проведения данной работы.
Специалисты названных организаций могут быть
привлечены к разработке и обсуждению методики
работы создаваемой патронажной службы.
Разработанная методика будет использоваться для
организации работы патронажной службы Москвы.
Эта же методика может быть использована при
разработке аналогичных документов в других
регионах.
Справедливость
изложенного может быть подтверждена опытом
работы Московского центра рассеянного склероза.
Лучшие врачи Центра периодически сталкиваются с
необходимостью поддержания контактов с
больными, прошедшими курс лечения в Центре. Ведь
врач должен знать о результатах проведенного
лечения. Руководство Центра также поддерживает
данную мысль. Но для проведения подобной работы
нужны средства, которые будут использованы для
оплаты труда привлекаемых медиков, оплаты
нанимаемых транспортных средств. Говоря о работе
медиков необходимо помнить, что организация
работы патронажной службы не ставит перед собой
одну задачу: организацию работы врачей с целью
обеспечения их необходимой информацией, что,
несомненно, важно и полезно, но и учитывает
интересы больных, для которых многие вопросы
организации их лечения трудны - не все больные
могут добраться самостоятельно до Центра и
пройти осмотр специалистов и получить
направление на госпитализацию. Решению этих
проблем может содействовать создаваемая
патронажная служба. Врачи Центра могут на дому
произвести осмотр больного и предоставить
результаты осмотра специалистам Центра, которые
делают заключение о необходимости
госпитализации больного или проведения лечения
на дому. При этом Центр может направить для
проведения лечения свою медицинскую сестру или
договориться об этом с местной поликлиникой.
Однако не все
поликлиники Москвы готовы к проведению работы с
больными РС. Многие лечебные препараты должны
вводиться внутривенно (струйно или капельно).
Однако не все поликлиники располагают
персоналом, готовым к проведению внутривенных
процедур на дому. Потому и приходится говорить о
создании такой патронажной службы, которая могла
бы взять на себя и вышеуказанные функции.
Необходимость
создания активной патронажной службы диктуется
еще и тем фактором, что некоторые больные живут
одиноко, и именно они должны стать основными
объектами обслуживания создаваемой патронажной
службы. Ведь реальную помощь таким больным
оказывают работники окружных комитетов
социальной защиты. Необходимо учитывать, что
социальные работники участвуют, прежде всего, в
решении бытовых и организационных проблем
больных. Они приносят больным необходимые
продукты, лекарства, помогают установить и
поддерживать необходимые контакты с местной
поликлиникой. Было бы неразумно не использовать
возможности комитетов социальной защиты при
организации работы патронажных служб. Ведь
оказание помощи инвалидам является одной из
основных задач, стоящих перед комитетами
социальной защиты. Естественно, что у комитетов
есть свои должностные инструкции, исполнение
которых контролируют вышестоящие органы. И
комитеты социальной защиты могут принять
участие в проведении таких работ, взяв на себя
некоторые функции, которые будут указаны в их
должностных инструкциях.
2.0 Условия,
необходимые для организации эффективной работы
создаваемой патронажной службы.
Говоря о создании
эффективных рабочих служб, следует иметь в виду
следующее:
- перечень
организаций и физических лиц, заинтересованных в
создании оговариваемых служб;
- перечень
юридических и физических лиц, готовых принять
участие в финансировании работы создаваемой
службы;
  - перечень
юридических и физических лиц, готовых принять
участие в создании и ведении патронажной службы.
Как было отмечено
ранее, прямую заинтересованность в создании
патронажной службы испытывают медики,
работающие с больными рассеянным склерозом.
Среди них необходимо выделить медицинский
персонал Центра РС, созданного и работающего при
11 – ой ГКБ. Лучшие врачи Центра, среди
которых немало сотрудников кафедры неврологии
РГМУ, уже сейчас ведут наблюдения, необходимые
для проведения эффективного лечения больных,
периодически посещая их дома. А ведь именно такие
осмотры больных могут составить основу
создаваемой патронажной службы. И данная
деятельность врачей находит активную поддержку
руководителя Центра профессора Т. Л. Деминой.
Однако, для официального становления данной
работы в рамках Центра необходимо специальное ее
финансирование. Нормальной представляется
ситуация, когда финансирование работы
патронажной службы будет осуществляться за счет
средств, выделяемых Центру департаментом
здравоохранения, при участии которого и был
создан данный Центр.
Однако
финансирование работ Центра может
осуществляться не только за счет бюджетных
средств. Если правительство Москвы сможет
принять участие в финансировании, то это не
значит, что следует приостановить поиск средств
для финансирования данной работы из
внебюджетных фондов . И в этой работе должны
активное участие принять общественные
организации, деятельность которых должна быть
четко скоординирована с работой медиков: не
исключено, что поиск средств для финансирования
данной работы приведет обе стороны в одни и те же
кабинеты. И если пути медиков определены и
предсказуемы (департамент здравоохранения,
финансовые органы правительства Москвы и другие
правительственные ведомства), то возможные
адресаты общественных организаций гораздо шире:
это и вышеупомянутые правительственные
организации Москвы, куда обязательно будут
вынуждены обратиться медики, а также широкий
спектр благотворительных и хозяйствующих
организаций, готовых делать конкретные взносы на
финансирование конкретных лечебных и
реабилитационных программ.
Встает следующий
вопрос: как привлечь к активной
благотворительной деятельности хозяйствующие
субъекты, чем их заинтересовать? Практика
развитых стран подсказывает, что надежным
стимулятором благотворительной деятельности
являются льготы, в том числе и налоговые,
устанавливаемые законодательными органами.
Если ставится
задача получения местных льгот, работа может
проводиться региональными органами, в данном
случае - московскими. Активно работает
Московский Центр рассеянного склероза, не сидят
без дела активисты Московского Общества
рассеянного склероза и созданного при активном
участии Общества благотворительного фонда.
Кажется, что присутствуют все элементы,
необходимые для организации эффективной работы.
Однако на уровне правительства Москвы ничто не
говорит об острых проблемах, стоящих сегодня
перед больными РС. Периодически медикам и
активистам Общества удается подвигнуть
правительство Москвы на финансирование
конкретных программ лечения больных РС. Примером
может служить проведенная в 1999 году программа
лечения больных РС препаратом Бетаферон.
Препарат был поставлен производителем - немецкой
фирмой Шеринг. Большую организационную работу
взяли на себя медики - в этом участвовали
сотрудники 11 – ой ГКБ, специалисты Центра и
сотрудники кафедры неврологии РГМУ. Не остались
в стороне и активисты Московского Общества.
Финансировало эту программу правительство
Москвы.
Итак, известны
пути, которые необходимо пройти для создания
патронажной службы. Понятно, кто может и должен
возглавить эту работу. Известен и перечень
юридических и физических лиц, готовых принять
участие в создании и финансировании работы
создаваемой патронажной службы.
3.0 Основные задачи,
возлагаемые на создаваемую патронажную службу.
Заканчивая работу,
кратко сформулируем основные задачи, для решения
которых и предлагается создать патронажную
службу:
1. Проведение
периодических контрольных осмотров больных на
дому и занесение данных о состоянии больного в
автоматизированную базу данных (система
“Регистр”, разработанная членами Общества по
постановке, сделанной сотрудниками кафедры
неврологии РГМУ и переданная для эксплуатации на
кафедру).
2. Проведение
осмотров больных дома в случае обострения
заболевания (по вызову больного или его близких).
3. Госпитализация
больных, доставка к месту госпитализации и
обратная доставка домой.
4. Проведение
переговоров со специалистами и руководством
местных поликлиник об организации и проведении
амбулаторного лечения больных .
5. Заключение
договоров с местными комитетами социальной
защиты об обеспечении больных лекарствами,
необходимыми для проведения амбулаторных курсов
лечения.
6. Организация
консультаций больных РС у специалистов нужного
профиля, включая транспортировку больных к месту
консультации и обратно.
7. Подключение
Всероссийского общества инвалидов и окружных
комитетов социальной защиты к финансированию
работы патронажной службы.
8. Поиск
дополнительных внебюджетных средств для
финансирования работы патронажной службы
(гранты, целевые благотворительные взносы).
9. Участие больных
и их близких в финансировании работ патронажной
службы. При этом должен быть определенный
приоритет в обслуживании лиц, участвующих в
финансировании работ патронажной службы.
Очевидно, что
объем, и состав работ столь пространны, что все
заинтересованные лица смогут принять в этом
участие. Однако для обеспечения логического
единства проводимых работ и их смыслового
обоснования необходимо опираться на общий
документ, которым будут руководствоваться все
заинтересованные стороны. И таким документом
должна стать Программа работ патронажной службы,
принять участие в разработке которой смогут все
желающие. Предложения направляйте по
электронной почте: