- Сознайся, - тихо по-гречески спросил Пилат, - ты великий врач?
- Нет, прокуратор, я не врач, - ответил арестант, с наслаждением потирая измятую и опухшую багровую кисть руки.
М. Булгаков. Мастер и Маргарита
Когда-то по земле ходил человек, называвший себя Иисусом. Он совершал удивительные дела одним лишь упоминанием имени Бога. По его приказу хворь отпускала самых тяжелых больных, и даже мертвые вставали из могил, повинуясь силе, звучавшей в его голосе. Эта история укоренила в душах миллионов людей веру в возможность чудесного исцеления.
Конечно, религия подготовила почву для обогащения различного рода шарлатанов, готовых за пару золотых монет поделиться со страждущим священнейшими реликвиями: щепкой креста, на котором римляне распяли Христа, или косточкой-другой из мощей очередного святого подвижника, которыми им удалось разжиться во время долгих странствий по далеким землям.
Охота за реликвиями и артефактами христианства по накалу страстей и захватывающему сюжету вообще мало с чем может сравниться. В ней поучаствовало и рыцарство, для которого необходимость возвращения реликвий стала поводом, по крайней мере, формальным, к началу крестовых походов. Здесь же сыграли свою роль и интриги отцов святой церкви, и закулисная возня тайных орденов.
Хоть с той поры и минули столетия, что-то неуловимо похожее можно увидеть и в наши дни. Все больше сограждан теряют доверие к людям в белых халатах и уезжают в затерянные на краю света церквушки и монастыри поправлять пошатнувшееся здоровье. Еще лучше, если в местном святилище есть прославившаяся своими чудесными силами икона или целебный источник.
Если верить слухам, передаваемым местными бабками, где-то за такими церквями давно уже должны гордо высится горы выброшенных за ненадобностью костылей, очков, париков и зубных протезов. Но этих гор не видно, наверное, весь сданный исцеленными людьми хлам окольными путями переправляется в другие приходы, которым меньше повезло на чудодейственные иконы.
Я вовсе не пытаюсь отвергать саму возможность участия высших сил в избавлении от тяжелого недуга. Нет, факты, которые будут приведены ниже, как раз свидетельствуют об обратном. Но мне совершенно не понятен тот залихватский азарт, с которым передаются рассказы о чудесах, происходящих перед светлыми ликами изображенных на иконах святых.
Можно подумать, что обращение людей к Богу вместо обращения к хирургу свойственно только нашей стране, в которой здравоохранение было давно поставлено на колени, правда, не для того, чтобы молиться - а чтобы побираться. В сытой и самодовольной Америке, в благополучной и расчетливой Европе люди также обращаются к высшим силам - ибо медицина все-таки не всесильна.
Зато у богатеев хватает денег на самые разнообразные научные исследования, в том числе и такие, которые имеют своей целью установить реальность влияния веры и молитвы на выздоровление человека. Надо сказать, что подобные изыскания проводятся со всей тщательностью и скрупулезностью, необходимой в таких "щекотливых" случаях. Случись необходимость получить разрешение на молитву "за здравие" от всемогущего американского Управления по пищевым продуктам и лекарствам (FDA), пожалуй, представленных данных вполне хватило бы. Даже для убеждения экспертов этого обычно придирчивого ко всем "новшествам" ведомства.
Ученые-"молитвоисследователи", следует отметить, получали очень интересные результаты. Так, в одной работе, проведенной специалистами из Северной Каролины, было обнаружено, что набожные пациенты, госпитализированные по поводу инфаркта или инсульта, выздоравливают быстрее тех, кто прохладно относился к своим религиозным обязанностям. Другое исследование, проведенное той же командой ученых, выяснило, что религиозные люди меньше курят и пьют, что, конечно же, положительно сказывается на здоровье.
Одним из самых простых и в то же время эффективных критериев для оценки религиозности можно считать регулярность посещения церкви. Это совершенно объективный показатель, внушающий гораздо больше доверия, чем заполнение всевозможных анкет. Американские ученые выяснили, что те, кто регулярно посещает службы, живут дольше, чем те, кто в воскресные и праздничные дни предпочитает подольше нежиться в кровати.
Граждане, не пропускающие воскресных проповедей, живут в США в среднем 83 года, против 75 для тех, кто пренебрегает визитами в храм. Кстати, те же исследования установили, что искусственно завышать "заслуги" перед Богом бесполезно. Заставив себя чаще ходить в церковь, дольше не проживешь. Если к присутствию на проповедях не лежит душа, исправить это уже совершенно нереально.
Ясно, что религия дает человеку возможность для общения, не располагает к депрессии и одиночеству, что, конечно, продлевает жизнь. Можно также говорить о путанице между причиной и следствием: о том, что часто посещающие храм люди оттого и отличаются здоровьем, что больные больше сидят дома и не ходят по церквям.
Еще одна лазейка для убежденных атеистов - приписать всю статистику чисто психологическому
эффекту плацебо. Ведь пациенту гораздо проще бороться с болезнью, если он верит, что лекарство помогает.
В этом смысле религия - действительно мощная психологическая опора для тяжело больных и отчаявшихся людей. Опять-таки, тут не последнее место занимает теория чудесных исцелений, которые обязательно найдут истинного христианина и вознаградят за годы страданий полным здоровьем. Но есть данные, которые не укладываются в стройную психологическую теорию.
В
одном из исследований приняли участие 990 человек, прошедших в течение года через одно кардиологическое отделение. При этом все они были поделены на две группы: опытную и контрольную. За людей из опытной группы постоянно возносились молитвы в местном приходе. Что-то простое с определением "за скорейшее выздоровление без осложнений". Оказалось, что число послеоперационных осложнений у тех, за кого молились, было на 11 процентов меньше.
Главным отличием этого исследования стало то, что больные не знали (!), что за них горячо молились местные прихожане, следовательно, ни о каком психологическом эффекте речи идти не может. Похоже, молитвы действительно достигали ушей Всевышнего или, по крайней мере, его ближайших сподвижников. Другого объяснения этому феномену просто нет.
Существуют и гораздо более рациональные, объяснимые умом данные, которые, однако, не перестают удивлять.Дело в том, что обрезание, которое предписывается выполнять всем последователям иудаизма и ислама, кажется, неплохо защищает от СПИДа.
И дело в данном случае вовсе не в божественной защите ревностных почитателей древних правил. Просто на крайней плоти полового члена находятся особые клетки, восприимчивые к вирусу СПИДа. Достаточно удалить крайнюю плоть, то есть провести обрезание, и будут ликвидированы входные ворота этой смертельной инфекции. Кстати, некоторые эксперты видят в этом ключ к решению проблемы эпидемии СПИДа на африканском континенте.
Религия, без сомнения, мощный фактор выздоровления, который нельзя отрицать. В настоящее время в большинстве российских больниц можно найти церковную лавку местного монастыря. В палаты, особенно к тяжелым онкологическим больным, регулярно наведываются священнослужители. Будем надеяться, что это даст пациентам надежду и веру в выздоровление и чудесным образом поможет справиться с болезнью.