Этические дискуссии о допустимости смешивания животных и человеческих тканей продолжаются
Компьюлента уже
писала об экспериментах американских учёных по имплантации эмбриональных стволовых клеток человека в мозг подопытных грызунов. Исследователи пытаются создать живую модель для изучения таких разрушительных для человека болезней и расстройств как инсульт, шизофрения, болезни Альцгеймера и Паркинсона, которые с трудом поддаются изучению на людях.
На этот раз ученые из Стэнфордского университета предлагают потенциальное решение терапевтических проблем в очередном межвидовом эксперименте. Ими создан своеобразный гибрид - мышь с имплантированными в головной мозг стволовыми клетками человека.
Мышь внешне ничем не отличается от обычного грызуна, но в её мозге содержится существенное количество нервных стволовых клеток 10-недельных человеческих эмбрионов. Клетки имплантированы в некоторые области мозга, включая те, которые отвечают за обоняние и координацию движений.
Стволовые клетки, порождающие другие специализированные клетки в процессе дифференциации, продолжают развиваться в мышином мозге и спустя 14 месяцев после пересадки. Они самостоятельно мигрируют в различные области мозга, собираются в обособленные группы и приобретают характеристики мозговых клеток человека, свойственные для той или иной области головного мозга приматов.
Некоторые клетки обосновались в гиппокампе, имеющем первостепенное значение при формировании эмоций, другие добрались до мозжечка, отвечающего за координацию движений, а остальные распределились в коре больших полушарий мозга, отвечающей за коммуникацию и обработку информации.
Ответа на важный вопрос - функционируют ли эти клетки - пока нет. Это ещё предстоит выяснить. Недостаточно иметь лишь отдельные "островки" клеток: они должны быть связаны нервными волокнами. В идеале, такие нейронные сети могли бы заменить погибшие или повреждённые мозговые ткани.
В научной среде данный проект вызывает закономерные этические вопросы о допустимости смешивания животных и человеческих тканей в таком органе как мозг, долгое время считавшемся вместилищем души и сознания человека.
Вопросы достаточно серьезны, для того чтобы частным образом финансируемая исследовательская группа под руководством известного доктора Ирвинга Вайссмана, профессора экспериментальной биологии и патологии Стэнфордского медицинского колледжа, приостановила дальнейшую работу - до решения вопроса научным советом Стэнфордского университета. Отчёт профессора права Генри Грили с соответствующими рекомендациями должен появиться в ближайшие несколько месяцев.
Вайссман и его коллеги настаивают на том, что мозг мыши никогда не сможет обрести человеческих умственных способностей ввиду слишком малого объёма и простоты организации, вследствие чего нелепо говорить о появлении у мыши самосознания, идентичного человеческому.
"Если человеческие клетки можно внедрить в мозг мыши, то они могут быть имплантированы и в мозг шимпанзе. Допустимо ли создание животных, обладающих сознанием и способностью переживать эмоции, равносильные человеческим?" - вопрошает Ларри Шапиро, юрист и биоэтик из университета Южной Калифорнии. - "Какие свойства "разума" должно иметь животное, чтобы рассматриваться уже как полноценная личность?"
"В конечном счете, приемлемость такого исследования может зависеть от того, какое количество мозговой ткани пересажено, как это влияет на животное, и какие выгоды это сулит людям", - сказал Максвелл Мелман, директор судебно-медицинского центра Кливлендского университета.
Вдумчивое обсуждение проблемы весьма важно, говорит Вайссман, но чрезмерное беспокойство этического характера не должно препятствовать важному исследованию, которое принципиально отличается от всего, что когда-либо делалось ранее.
Другие новости на эту тему можно найти в разделах Наука и техника